Сегодня существует более 50 систем штрихового кодирования. Активно используются четыре из них: UPC; код 39 (Code 39) высокой, средней и низкой плотности; код "2 из 5" (Interleaved 2-of-5); Codabar. Однако в международной практике наибольшее распространение получили коды EAN, которые в зависимости от применения делятся на три группы – международные, национальные и локальные. Международные коды применяются как внутри страны, так и за ее пределами. При этом коды, нанесенные на упаковку товара одной страной, ясны и могут быть расшифрованы и в другой стране. Национальные коды допускается использовать только в пределах одной страны, например для весового товара, хотя при необходимости они могут быть прочитаны и в другой стране. Локальные коды имеют совсем определенные цели, их употребляет торговое предприятие только в системе управления этого компании. Использование международных кодов сокращает время обработки грузопотоков за счет машинной обработки информации, исчисленной с использованием ручных или стационарных устройств.
Линейными (одномерными) в отличие от двумерных называются читаемые штрих-коды в одном направлении (по горизонтали). Наиболее распространены: EAN, UPC, Code 39, Code 128, Codabar, Interleaved 2 of 5. Линейные символики позволяют кодировать небольшой объем информации (до 20...30 символов – обычно цифр) с помощью несложных штрихкодов, читаемых недорогими сканерами.
Двухмерные штрихкоды – символики, разработанные для кодирования большого объема информации (до нескольких страниц текста). Такой код считывается с помощью более современного 2D сканера и позволяет быстро и безошибочно вводить большой объем информации, а его расшифровка производится в двух измерениях – по горизонтали и вертикали. Самым используемым двумерным штрихкодом считают QR-код, также в логистике распространено использование двухмерных кодов DataMatrix. кода. Все цифровые знаки, как правило, имеют одинаковую ширину и состоят из модулей узких элементов кода. Ширина штрихов и пробелов всегда кратна модулю. Для того чтобы было удобно записывать штрих-код каждой цифры, применяют двоичную систему записи, хорошо знакомую программистам, которая очень удачно сочетается со штриховым изображением.
Процессы кодирования выполняются по достаточно сложным алгоритмам, и для формирования кода применяются следующие средства:
- специальное программное обеспечение (программное обеспечение выполняет кодирование информации пользователя с выдачей готового рисунка штрихового кода для последующего изготовления этикеток со штрихкодом),
- встроенное программное обеспечение специализированных принтеров для печати штрих-кодов (в явном виде ссылается в принтер, который имеет встроенные функции преобразования в штрихкод и соответственно печати).
С помощью штрихового кода зашифрована информация о некоторых наиболее существенных параметрах продукции. Наиболее распространены американский универсальный товарный код UPC и Европейская система кодирования EAN. Наиболее распространены EAN/UCC товарные номера EAN-13, EAN-8, UPC-A, UPC-E и 14-разрядный код транспортной упаковки ITF-14. Также существует 128-разрядная система UCC/EAN-128. В соответствии с той или иной системой, каждому виду изделия предоставляется свой номер, состоящий чаще всего из 13 цифр (EAN-13). Возьмем, например, цифровой код: 4820024700016. , следующие 4 или 5 в зависимости от длины кода страны (0024) – предприятие-производитель, еще пять (70001) – наименование товара, его потребительские свойства, размеры, массу, цвет. Последняя цифра (6) контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером. EAN - 13:Для кода страны-производителя отводится два или три знака, а кода предприятия - четыре или пять. Товары, имеющие большие размеры, могут иметь короткий код, состоящий из восьми цифр – EAN-8. Как правило, код страны предоставляется Международной ассоциацией EAN. Обращаем внимание потребителей, что код странности никогда не состоит из одной цифры. Иногда код, нанесенный на этикетку, не соответствует стране производителя, заявленной на упаковке, здесь причин может быть несколько. Первая: фирма была зарегистрирована и получила код не в своей стране, а в той, куда направлен основной экспорт продукции. Второе: товар был изготовлен на дочернем предприятии. Третья: возможно товар был изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны. Четвертая – когда учредителями компании стают несколько компаний из разных стран.
Комментарии (0)