Очередной рост цен ожидает украинцев уже весной следующего года — с 1 марта стоимость водки возрастет до 30,1 грн. Представители водочных компаний считают, что подорожание не помешает сохранить или даже увеличить объем реализации - сообщает Коммерсант.

Вчера правительство поддержало инициативу Министерства финансов повысить минимальные оптово-отпускные и розничные цены на алкоголь, сообщил министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк после заседания Кабмина. По его словам, подорожание пройдет в два этапа: первый — через 15 дней после опубликования соответствующих изменений в постановление правительства N957 от 30 октября 2008 года, второй — с 1 марта 2013 года.

Сначала минимальные розничные цены на водку и ликеро-водочную продукцию повысятся на 8,4% (до 142,5 грн за литр 100-процентного спирта), в результате чего минимальная стоимость бутылки водки 0,5 л увеличится до 28,5 грн (сейчас 26,1 грн), а коньяка (бренди) — до 38,9-49,4 грн в зависимости от звезд (сейчас 33,1-41,1 грн). Весной 2013 года минимальные розничные цены на водку и ликеро-водочную продукцию поднимутся еще на 5,3% (до 150,5 грн за литр 100-процентного спирта), что приведет к увеличению минимальной стоимости бутылки водки 0,5 л в рознице до 30,1 грн.

Повышение минимальной стоимости традиционно не вызывает сопротивления со стороны рынка. "Но мы считаем, что именно постепенное подорожание водки позволит приучить потребителя к более высокой ее стоимости и не допустить падения продаж",— сказал топ-менеджер одной из крупнейших водочных компаний в Украине, попросивший об анонимности. "По нашему мнению, повышение минимальных розничных цен — это в целом положительный шаг для отрасли, который приведет к легализации рынка. По нашим подсчетам, реальный уровень минимальных розничных цен — 32-33 грн",— рассказывает генеральный директор компании Global Spirits (ТМ "Хортиця") Сергей Величко. "Чем меньше разрыв между возможной минимальной себестоимостью производства водки легальным производителем и минимальной розничной ценой, тем меньше стимулов для производства "серой" водки,— говорит председатель совета директоров Nemiroff Александр Глусь.— В таком случае нелегальные производители не будут иметь конкурентных преимуществ перед легальными за счет демпинга, который возможен только при неуплате всех налогов".

Впрочем, генеральный директор Крымской водочной компании (КВК; ТМ Medoff) Джонатан Вейл полагает, что рынок должен быть свободным. "Не в компетенции государства гарантировать минимальный уровень прибыли за бутылку водки 0,5 л для частного сектора за счет конечных потребителей. Это роль рынка,— сказал он.— Нет смысла ни повышать минимальную цену, ни использовать этот механизм вообще, чтобы что-то гарантировать частному бизнесу". А независимый эксперт Вячеслав Сокерчак (бывший президент ассоциации "Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака") говорит, что сегодня порядка 90% продаж водки в Украине приходится на низший ценовой сегмент. При этом есть компании, у которых на данный сегмент приходится 20-30% продаж, а есть те, у которых — 70-80%. Именно последние являются основными конкурентами производителей "серой" водки. "Повышение минимальных цен для них может привести к оттоку потребителей в сторону "серой" водки",— отметил он.